ПРЕДИСЛОВИЕ
В 1990 году ни один из
рок-альбомов в Соединенных
Штатах не вышел на первое место, что
дало повод специа-
листам заговорить о конце эры рока.
Музыкальная аудито-
рия была к этому времени тщательно
классифицирована ру-
ководителями радиопрограмм в
соответствии с демографи-
ческими данными, и казалось
маловероятным, что рок-фэны
смогут объединиться вокруг
какого-нибудь одного диска в
достаточно большом количестве,
чтобы вывести его на пер-
вые места в чартах. Дегенерация
рока в выхолощенный и
рафинированный мнимый бунт привела
к тому, что его ме-
сто заняли такие жанры, как кантри и
рэп, непосредственно
обращавшиеся к настроениям и
заботам масс. И хотя в 1991
году на первое место вышли
несколько рок-альбомов, лишь
Nevermind объединил аудиторию, которая
до этого никогда
не была единой -
десяти-двадцатилетних.
Устав от набивших оскомину
ветеранов вроде GENESIS
и Эрика Клэптона или искусственных
созданий вроде Полы
Абдул и MILLI VANILLI, тинэйджеры
нуждались в собствен-
ной музыке. Такой, которая бы
выражала то, что они чувст-
вуют. Они уже догадывались, что
стали первым поколением
в истории Америки, лишенным надежды
на лучшую жизнь в
сравнении с жизнью своих родителей,
поколением, первые
сексуальные опыты которого были
омрачены угрозой
СПИДа, а детство прошло в страхе
перед призраком ядерной
войны. Они не чувствовали в себе
сил, чтобы бороться с
враждебным окружением и вынести
атмосферу сексуального
и культурного подавления,
насаждаемого режимами Рейгана
и Буша. Перед лицом всего этого они
ощущали себя беспо-
мощными и безгласными.
В 80-е годы многие музыканты
выражали недовольство
политической и социальной
несправедливостью, однако
большинство из них, такие как Дон
Хенли, Брюс Спринг-
стин и Стинг, являлись
представителями старшего поколе-
ния. И многие фэны видели в этом
протесте то, чем он в
сущности и являлся, - лицемерную
саморекламу. Реакция
же Курта Кобейна на трудные времена
была самой что ни на
есть непосредственной и гораздо
более искренней. Он кри-
чал.
Однако было бы ошибкой видеть в
Курте Кобейне вы-
разителя чаяний поколения, каким
был, например. Боб Ди-
лан. Курт Кобейн не дает никаких
ответов и даже практиче-
ски не ставит вопросов. Он издает
крик боли, упивается не-
гативным экстазом. И если таковы в
наши дни проявления
подросткового духа, значит, ничего
с этим не поделаешь.
Возможно, в песнях НИРВАНЫ много
отчуждения и
апатии, однако эти отчуждение и
апатия относятся к вещам,
которые не так уж и много значат. С
другой стороны, группа
достаточно эмоционально
высказывалась о феминизме, ра-
сизме, цензуре, и особенно о
гомофобии. И любые упреки в
пассивности рассыпались в прах под
напором потрясающей
энергии, исходящей от музыки
НИРВАНЫ. Это была дейст-
вительно страстная музыка,
лишенная всякого притворства.
Погружение в НИРВАНУ давало силу
лишенному ее поко-
лению.