Глава 6
IN UTERO
«•Мы пытались
писать песни в стиле новой волны,
не-
что агрессивное, жуткое и
экспериментальное... Это пока
не более выходит за определенные
рамки, чем то, что было
раньше, но это уже другое. На первый
взгляд звучит как
панк-рок, но при этом мелодично или,
по крайней мере, за-
поминается».
Курт Кобейн
В середине февраля 1993 года группа
отправилась в
Миннесоту для записи своего нового
альбома с продюсером
Стивом Альбини. Основные идеи
большинства песен при-
шли в голову Курту еще предыдущим
летом, когда они с
Кортни жили на Сполдинг-авеню.
Необходимо было лишь
придать им форму, что и было сделано
на репетициях вместе
с Крисом и Дейвом.
Курт хотел приступить к записи тем
же летом, однако
все трое членов группы жили в
разных городах, и им было
трудно собираться вместе. К тому же
Кортни ждала ребенка.
Курту всегда хотелось записываться
у Альбини, еще с
тех времен, когда он впервые
услышал BIG BLACK, чикаг-
ское трио, сочетавшее в своей
музыке грязную гитарную
текстуру, желчный гнусавый вокал и
непрерывную дробь
ударного автомата, все вместе
вызывавшее видения урбани-
стического неистовства и паранойи.
Альбини был против того, чтобы
новый альбом звучал
похоже на Nevermind, поскольку считал,
что это не естест-
венное звучание группы, а результат
работы продюсера и
звукорежиссеров.
Запись происходила на Pachyderm Studios,
где НИРВА-
НА зарегистрировалась как THE SIMON
RITCHIE GROUP, и
была закончена за две недели.
Группа поставила в известность как
DGC, так и Gold
Mountain, что не желает никакого
вмешательства в свою ра-
боту, как это было с Nevermind. Рабочие
записи не показы-
вались даже ответственному за
репертуар Гэри Гершу. Все
были уверены, что у НИРВАНЫ теперь
достаточно влияния
для того, чтобы ее продукция не была
отвергнута руково-
дством фирмы.
Они записывались «вживую», то есть
бас, ударные и
гитару вместе, и оставляли
практически все, что записали.
Примерно в половине вещей Курт
наложил дополнительную
гитару, потом добавил гитарные соло
и вокал.
По утверждению самого Альбини, он -
в большей сте-
пени инженер, чем продюсер. Поэтому
он предоставил чле-
нам группы самим решать, где
хороший дубль, а где плохой.
Он был уверен, что Курт знает, что
делает.
Идея состояла в том, чтобы сделать
звук естественным.
Ударные записывались без всяких
электронных «примочек»
- просто по всей комнате были
расставлены микрофоны,
чтобы улавливать естественную
реверберацию помещения.
Аналогичным образом, вместо того
чтобы электронно обра-
батывать запись вокала, чтобы звук
получился как в хорошо
резонирующем помещении, Альбини
просто записывал его в
хорошо резонирующем помещении.
In Utero является аналогом
акустического альбома, од-
нако лишен обычно присущих таким
альбомам неестествен-
ности и нарочитости, фактически
теперь НИРВАНА делала
то, о чем давно мечтала.
На этот раз Курт не имел ничего
против того, чтобы
напечатать слова песен, признавая,
что на слух их бывает
довольно трудно разобрать из-за его
невнятного произноше-
ния, к тому же часто имитирующего
английский акцент.
«Мне они действительно нравятся, -
говорил он о словах
своих песен, - меня в них ничего не
смущает, поэтому те-
перь я могу их напечатать. Это
гораздо лучше, чем читать
отчеты, в которых эти идиоты будут
неправильно цитиро-
вать мои песни».
На этом альбоме лирика Курта не так
импрессиони-
стична, как обычно, однако ее нельзя
назвать и буквальной,
как, например, в «Sliver» или «Polly».
Через все песни крас-
нон нитью проходит медицинская
тема, начало которой бы-
ло положено в «Drain You». Практически
каждая песня со-
держит образы недомогания или
болезни: Курт упоминает
солнечный ожог, прыщи, рак, открытые
язвы, усиливаю-
щиеся боли, похмелье, анемию,
бессонницу, запор, несваре-
ние желудка. По-видимому, ему самому
это казалось забав-
ным.
«До меня как всегда все доходит в
последнюю очередь,
- со смехом объяснял он, - так же, как
с оружием на про-
шлом диске. Я вовсе не собирался
делать этот альбом кон-
цептуальным».
Музыка на новом альбоме отражает
мощные противо-
речивые силы в жизни Курта: ярость,
отчаяние и страх, вы-
званные той ситуацией, в которую
попали они с Кортни, и
не менее сильные чувства любви и
оптимизма, внушаемые
ему женой и ребенком. Вот почему
маниакально-
депрессивный характер его музыки,
наметившийся в Nev-
erinind, получил здесь новое развитие.
Псевдобитловская
«Dumb» спокойно сосуществует с
проникнутой неистовст-
вом панковских граффити «Milk It», a «All
Apologies» нахо-
дится неизмеримо далеко от
апоплектической «Scentless Ap-
prentice». Все выглядит так, словно Курт
отказался от попы-
ток соединить свои панковские и
поп-инстинкты в одно гар-
моничное целое.
В случае с In Utero у Курта было немного
больше вре-
мени для работы над словами песен,
чем при создании
Bleach и Nevermind. He удивительно поэтому,
что они носят
более продуманный и законченный
характер. Сам Курт от-
рицал то, что они носят личностный
характер, возможно, для
того, чтобы побудить к поиску иных
интерпретаций. Однако
даже Дейв признавал, что в основе
текстов песен лежат глу-
боко личные переживания.
«Они производят жуткое
впечатление, - объяснял он. -
В них много энергии, но в то же время
возникает ощущение,
будто Курта приперли к стене, и он
пытается с помощью
крика найти выход из этого
положения. Многое из того, о
чем он говорит, связано с тем
дерьмом, через которое он
должен был пройти. Это уже не
отчаяние подростка. Это
совсем другой коленкор - отчаяние
рок-звезды».
Песня «Rape Me» была сочинена под
акустическую ги-
тару во время микширования Nevermind.
Хотя она была на-
писана совсем по другому поводу,
эта вещь приобрела но-
вый смысл после того, что пришлось
испытать Курту и
Кортни. Кажется, она обращена ко
всем журналистам, кото-
рые им досаждали, ко всем фэнам,
которые атаковали Курта
буквально везде, лишь бы получить
автограф, ко всем тем,
кто хотел выжать все, что можно, из
Курта и группы, забы-
вая, что они тоже люди.
Эта песня является, наверное,
предельным выражением
покорности судьбе со стороны
человека, на которого обру-
шилось так много ударов, что он уже
перестал их ощущать.
«Изнасилуй меня, мой друг», - это
приглашение публике,
которая не понимает, что своим
обожанием причиняет боль
объекту этого обожания. «Я - не
единственный!» - кричит
Курт, имея в виду Кортни и Фрэнсис.
Гитарная цитата из
«Smells Like Teen Spirit» в начале песни не
случайна. Точно
так же, как припев в «In Bloom», она
содержит в себе иро-
нию - ведь все началось именно с «Teen
Spirit».
Мой любимый внутренний источник,
Я поцелую твои открытые раны,
Я оценю твою заботу,
Ты будешь вечно вонять и гореть.
Эти строчки откровенно обращены к
менеджеру одной
сиэтлской группы, которого Кобейны
подозревали в переда-
че информации Линн Хиршберг,
ссылавшейся на аноним-
ный «внутренний источник». Они даже
послали этому ме-
неджеру рождественскую открытку с
надписью: «Нашему
любимому внутреннему источнику».
По поводу «Milk It» Курт говорил, что
это хороший
пример того направления, в котором
двигалась группа за
шесть месяцев до начала записи. «Мы
пытались писать пес-
ни в стиле «новой волны», - объяснял
он, - нечто агрессив-
ное, жуткое и экспериментальное...
Это пока не более выхо-
дит за определенные рамки, чем то,
что было раньше, но это
уже другое. На первый взгляд звучит
как панк-рок, но при
этом мелодично или, по крайней мере,
запоминается».
В этой песне присутствует еще одна
метафора взаимо-
зависимого существования, на этот
раз выраженная жутко-
ватым образом: «У меня есть свои
домашний вирус, - поет
Курт, и его голос дрожит от ужаса. -
Ее молоко - это мое
дерьмо, мое дерьмо - это ее молоко».
Песня взрывается
припевом, одновременно
бессмысленным и мрачным, кото-
рый сопровождается приступами
истерической ярости.
«Scentless Apprentice» инспирирована книгой
Патрика
Зюскинда «Парфюмер»,
рассказывающей о маньяке-
парфюмере, лишенном запаха, но при
этом обладающем фе-
номенальным обонянием, что
отчуждает его от окружающих
людей. Судя по всему, этот персонаж
был близок Курту.
«Так было несколько лет назад, -
рассказывал он. - Я чувст-
вовал себя очень похожим на того
парня. Я хотел быть как
можно дальше от людей - мне внушал
отвращение их запах.
Запах людей».
По поводу «Heart-Shaped Box» Курт говорил:
«Каждый
раз, когда я вижу по телевизору
больных раком детей, я про-
сто схожу с ума. Это бьет мне по
нервам гораздо сильнее,
чем все остальное, что я там вижу».
Курт начал писать эту
песню на Сполдинг-авеню, где в
гостиной у Кортни была
выставлена целая коллекция
шкатулок в форме сердца. Кур-
ту тоже всегда нравились такие
шкатулки, однако он на-
стаивал, что они имеют мало
касательства к песне.
«Большинство строчек в этой песне
набраны из разных
стихотворений, - объяснял он. - Мне
казалось, что они соз-
дают хорошую картину, каждая
строчка. Но основная тема
песни - это больные раком дети».
Некоторое время он не вспоминал о
песне, потом снова
занялся ей уже на Голливудских
Холмах. Группа пробовала
играть ее несколько раз, но ничего
не получалось. Курт
ждал, что Крис и Дг'' '. внесут в песню
что-либо свое, однако
те, кажется, пола!.. ..и;ь во всем на
него. Наконец, когда
Курт решил дать песне последний
шанс, она неожиданно
получилась у него сама собой.
Несмотря на эмоцио;: ..оа описание
Курта эта песня,
кажется, вовсе не о больных раком
детях. Она о Кортни.
«Питающиеся мясом орхидеи пока еще
никого не прощают»
и «Я хотел бы съесть твою раковую
опухоль, когда ты
злишься», по-видимому, указывают на
своенравный харак-
тер его супруги, в то время как
строчки «Сбрось аркан своей
пуповины, чтобы я мог забраться
назад» и «Целые недели ты
держала меня в своей шкатулке в
форме сердца» отражают
ужасающую зависимость Курта.
Однако исполненный сар-
казма припев указывает на
неминуемое освобождение: «Эй,
подожди, у меня еще одна жалоба, -
поет Курт. - Я в вечном
долгу перед твоим бесценным
советом».
«Serve The Servants» - типичный пример
соединения в
одной песне различных тем. Одна из
них - это последствия
«нирвапггмании», о которых
говорится в первых строчках:
«Я сполна рассчитался с тревогами
подростка, теперь я ус-
талый и старый».
«Именно так я теперь себя и ощущаю, -
объяснял
Курт. - Не то чтобы совсем так, но я,
во всяком случае, могу
делать саркастические замечания по
поводу феномена НИР-
ВАНЫ».
«Самозванные судьи судят строже,
чем понимают» -
эти слова относятся к тем, кто
критиковал Курта и его груп-
пу, не зная, что значит быть в их
положении. «Охота на
Кортни» также отражена в этой
песне. «Если она плывет,
значит, она не ведьма» - эта строчка
указывает на использо-
вавшееся раньше испытание: на
подозреваемую в ведовстве
навешивали камни и бросали в
колодец. Если она тонула,
значит, не была ведьмой.
В «Serve The Servants» также содержится
весьма откро-
венное и личное послание к Дону
Кобейну:
Я делал все, чтобы у меня был отец,
но вместо этого у меня был папаня.
Я просто хочу, чтобы ты знал,
я больше не ненавижу тебя.
Мне больше нечего сказать из того,
о чем бы я не думал раньше.
«Я просто хотел, чтобы он знал, что я
больше ничего
против него не имею, - объяснял Курт.
- Но я не хочу с ним
говорить, потому что у нас с ним нет
ничего общего. Это
наверняка его сильно обидит, но так
оно все и есть».
«Легендарный развод - это такая
скука», - добавляет он
в конце припева. Здесь Курт имеет в
виду, что ему надоело
постоянное обсасывание идеи, будто
развод родителей ока-
зал травмирующее влияние на его
последующую жизнь. «В
этом нет ничего удивительного или
нового, это само собой
разумеется, - говорил он. - Я -
продукт испорченной Аме-
рики. Но я представляю, насколько
хуже была бы моя
жизнь, если бы я рос во времена
депрессии или чего-либо в
этом роде. Существуют гораздо более
плохие вещи, чем раз-
вод». /
Тенденция давать своим песням
длинные названия яв-
лялась для Курта своего рода
реакцией на обычную для так
называемых «альтернативных» групп
практику давать своим
песням и альбомам названия,
состоящие из одного слова.
Отсюда столь длинное название, как
«Frances Fanner Will
Have Her Revenge On Seattle». Эта песня была
написана в
честь мученицы, которую чета
Кобейнов почитала как свою
заступницу. Особую остроту песне
придавало то, что многие
из преследователей Фрэнсис Фармер
проживают в Сиэтле по
сей день.
Она дает ложное свидетельство,
Но мы надеемся, ты все еще с нами,
Чтобы посмотреть, выплывут они или
утонут.
Первые две строчки - это ясное для
фэнов указание на
статью Линн Хиршберг, в то время как
третья строчка по-
вторяет образ испытания ведьм из
«Serve The Servants».
Песня завершается очень близкой
сердцу Курта нотой - иде-
ей мести:
Она вернется, как огонь,
Чтобы сжечь всех лжецов
И укрыть землю одеялом из пепла.
«Мне кажется, таким образом я дал
веем понять, что
бюрократия есть везде, и такое
может случиться с каждым, и
это большое зло, - объяснял Курт. -
Судьи и руководители
штата участвовали в заговоре, чтобы
поместить ее в псих-
больницу и сделать ей лоботомию, и
ее насиловали группой
каждую ночь, и она должна была есть
собственное дерьмо, и
ее объявили коммунисткой, потому
что, когда ей было че-
тырнадцать лет, она написала
стихотворение, которое назы-
валось «Бог мертв».
Хотя судьба Фрэнсис Фармер гораздо
тяжелее, чем ис-
тория Курта и Кортни, они имеют
много общего.
Описанию непривычного для себя
состояния счастья
Курт посвятил целую песню под
названием «Dumb». Набро-
ски этой вещи в стиле THE BEATLES он
сделал еще летом
1990 года, незадолго до заключения
контракта с Geffen Rec-
ords, и той же осенью представил ее на
радиостанции KAOS
в Олимпии. «Думаю, я - глупый, или,
может быть, просто
счастливый», - поет Курт. «Здесь я
решил использовать те-
му смятения», - объяснял он, давая
понять, что счастье и
смятение, по его мнению, не так уж
далеко отстоят друг от
друга.
Хотя сама песня была написана
задолго до этого, сле-
дующие строчки служат хорошим
описанием месяцев, про-
веденных Куртом и Кортни на
героине:
Мое сердце разбито, ноу меня есть
немного клея.
Помоги мне вдохнуть и починить его.
Мы взлетим к облакам и там отдохнем,
А потом мы опустимся вниз, и
начнется отходняк.
Люди с хорошим слухом наверняка
заметят, что гармо-
ния песни напоминает «Polly».
«Pennyroyal Tea» была написана осенью 1990
года, ко-
гда уже стало ясно, что НИРВАНА
подпишет контракт с
Geffen Records. «Мы с Дейвом от нечего
делать писали все
подряд на обычный
четырехдорожечник, и я придумал эту
песню за полминуты, - вспоминал
Курт. - Потом я сел и за
полчаса написал к ней слова, и мы
записали ее».
Мята болотная, вынесенная в
название этой песни, яв-
ляется лекарственным растением,
которое среди прочих
других обладает абортивными
свойствами, но только в ток-
сических дозах. «Мне казалось, это
классный образ, - рас-
сказывал Курт. - Я знал девушек,
которые пили эту траву,
потому что думали, что беременны.
Это тема очищения: я
пытаюсь изгнать из себя всех своих
злых духов с помощью
мятного чая. Его нужно выпить очень
много, и, я слышал, он
действует не очень хорошо. Я
никогда не мог найти трав,
которые бы мне помогли. Женьшень и
все такое прочее -
это просто набор левой фашистской
пропаганды, которой
занимаются хиппи».
«Very Аре» имела рабочее название
«Perky New Wave
Number». «Я на самом деле понятия не
имею, о чем эта пес-
ня, — говорил Курт. - Это своего рода
атака на мужчин и
ущербных личностей вроде мачо».
Выражение «король не-
грамотности», видимо, относится к
самому Курту, которого
Кортни часто упрекала за то, что он
мало читает.
«Tourette's» вообще не имеет отношения
ни к чему.
«Это просто набор звуков, - объяснял
Курт. - Я не произно-
сил никаких фраз и никаких слов, я
просто кричал». Перво-
начально на вкладке здесь были
указаны слова: «Fuck Shit
Piss». Однако название песни напрямую
связано с пережива-
ниями Курта по поводу того
негативного имиджа, который
он приобрел благодаря прессе.
«Всю свою жизнь я плохо относился к
людям, и для ме-
ня нет ничего хорошего в том, чтобы
из-за всего этого стать
еще более обозленным, - говорил он. -
Я не знаю, как мне
противостоять этому. Едва я начал
становиться лучше и ут-
вердил себя в качестве музыканта и
автора песен, как вдруг
меня сделали козлом отпущения, и я
вынужден выглядеть
еще большей задницей. Для меня
существует серьезная уг-
роза превратиться в уличного
сумасшедшего. В восьмидеся-
тилетнего парня, страдающего
синдромом Туретта, который
проклинает весь мир».
(Синдром Туретта - заболевание
нервной системы, про-
являющееся в многочисленных тиках,
охватывающих раз-
личные группы мышц, в том числе и
мышцы речевого аппа-
рата, что иногда сопровождается
непроизвольным произне-
сением слов, несущих негативную
эмоциональную нагрузку
- ругательств, проклятий и т.д. -
прим. пер.)
В названии «Radio Friendly Unit Shifter»
содержится яв-
ная отсылка к Nevermind. «Одеяло с
прыщами сигаретных
ожогов» - это сцена из жизни на
Сполдинг-авеню, а строки:
Используй только раз и уничтожь,
Вторжение нашего пиратства...
являются еще одним указанием на
беспокойство, причиняе-
мое переменчивой публикой и
враждебной прессой. Впро-
чем, даже сам Курт признавал, что
эта песня слишком похо-
жа на листовку.
Вне всякого сомнения, носящие
характер исповеди сло-
ва песни «All Apologies» имеют для Курта
глубоко личный
смысл. Эту песню на фестивале в
Рединге в 1992 году он
посвятил фрэнсис и Кортни. «Мне
хотелось бы думать, что
эта песня для них, - объяснял он, -
однако ее слова напря-
мую не связаны с нами. Я написал ее
для них, но сами слова
этого не выражают. Выражает
чувство, а не слова». Этим
чувством, по мысли Курта, является
счастье. И когда после
второго припева он поет: «Yeah, yeah, yeah,
yeah», трудно не
почувствовать то же самое.
Первоначально альбом
планировалось назвать «I Hate
Myself And I Want To Die». Co времени
австралийского тура
эта фраза стала стандартным
ответом Курта на вопрос: «Как
дела?». Наверное, это была шутка.
Однако весь зловещий
смысл этой фразы («Я ненавижу себя и
хочу умереть») стал
ясен через год. Название было
отвергнуто, потому что, как
проницательно заметил Крис,
«ребята будут совершать са-
моубийства, и нас привлекут к суду».
Затем альбом хотели назвать «Verse
Chorus Verse» -
саркастический намек на
стандартную для поп-песен схему,
которая, по словам Курта, ему очень
надоела. Однако к кон-
цу мая в качестве названия было
выбрано In Utero, каковое
выражение Курт обнаружил в одном из
стихотворений
Кортни и решил, что оно как нельзя
лучше подходит для их
альбома.
Едва только альбом был закончен,
группа направила
еще сырую запись президенту Geffen
Records Эду Розенбла-
ту, а также Гэри Гершу и в Gold Mountain. Но
произошло
неожиданное - руководству запись не
понравилась.
Сначала Курт, столкнувшись со столь
единодушным
неодобрением всех тех, от кого
напрямую зависела карьера
НИРВАНЫ, решил переделать альбом
заново, тем более что
времени еще оставалось достаточно
и стоил он не дорого.
Однако друзьям группы альбом
понравился, поэтому
решено было его доработать с
продюсером Скотом Литтом.
В начале мая Литт и группа
встретились на Bad Animals Stu-
dios в Сиэтле и сделали ремикс двух
песен, добавив акусти-
ческую гитару и ленноновскую
гармонию в «Heart-Shaped
Box». Большая часть альбома осталась
без изменения, одна-
ко бас сделали более четким, а вокал
- громче.
В середине мая был закончен
видеоклип «Sliver», кото-
рый снимал все тот же Кевин
Керслейк. Для этого клипа
Курт извлек из хранилища свою
собиравшуюся несколько
лет коллекцию кукол и безделушек и
оформил ими свои га-
раж, так что он стал выглядеть очень
похоже на его кварти-
ру в Олимпии. Во время исполнения
Фрэнсис сидела на сту-
ле рядом с Куртом. Позже он прорезал
дырки для рук в
большом листе картона, поставил
перед ним Фрэнсис, а сам
просунул в дырки руки и держал ее,
так что казалось, будто
она не только стоит, но и танцует.
In Utero появился в сентябре 1993 года и
несмотря на
все опасения был хорошо встречен
критикой и быстро вы-
шел на первые места в чартах.