ПОСЛЕСЛОВИЕ
Ребята, которые
росли в Америке в 80-е годы, слышали
ото всех, что эпоха рока кончилась,
что настоящие звезды и
настоящая музыка остались в
прошлом, и что их поезд уже
ушел. Подобное высокомерие лишь
усиливало их разочаро-
вание. Молодежная культура этой
эпохи предстает вялой и
апатичной, лишенной какой бы то ни
было политической
направленности.
Для этих лишенных надежд ребят с
НИРВАНОЙ было
связано время, когда их социальная
группа имела собствен-
ные законы, собственных лидеров и
собственные идеи.
НИРВАНА сделала свободными тысячи
Абердинов по всей
Америке. Она побуждала молодежь
голосовать, протестова-
ла против принятия закона об
«эротической музыке», позво-
ляющего властям запретить любой
диск под предлогом его
«эротичности», где только можно
участвовала в благотвори-
тельных акциях. Она побуждала ребят
бороться за собствен-
ное будущее. Та искренность, с
которой НИРВАНА делала
это, резко отличала ее от других
подобных групп, и на этот
призыв откликнулись миллионы.
Эта способность мобилизовать
поколение не в послед-
нюю очередь была связана с
популярностью самого Курта
Кобейна, которая основывалась
главным образом на его
личном обаянии. Несмотря на свое
хрупкое телосложение он
был весьма заметной фигурой:
белокурый, с грустными гла-
зами и лицом ангела, которое
лучилось силой и эмоциональ-
ностью. У него был странный взгляд,
своей отчужденностью
как бы говоривший, что мы никогда не
узнаем до конца, что
делается у него внутри. Это был
ангел с душой демона, и
такое сочетание было неотразимым.
Когда он ударял по
тпунам своей гитары, он тем самым
бил по нервам миллио-
нов своих слушателей, а потом они
торопились домой, что-
бы читать скандальные сообщения о
наркотиках, пьянстве,
депрессии и тому подобном.
Причины привлекательности
рок-звезд различны. Та
личная симпатия, которую
испытывали к Курту Кобейну
миллионы молодых людей, не в
последнюю очередь была
связана с его направленными против
истэблишмента взгля-
дами. Он вращался в мире
многомиллионного музыкального
бизнеса, но он был всегда рядом с
ними - такой же одино-
кий, такой же озлобленный,
исполненный той же энергии и
даже одетый в такую же рубашку.
Когда он уходил в нарко-
тический загул и не появлялся на
публике, его привлека-
тельность только возрастала.
Вряд ли кто-то станет отрицать
ценность музыкального
наследия Курта Кобейна и НИРВАНЫ.
Он и его группа про-
извели настоящую революцию в мире
музыкального бизне-
са. Они доказали, что покупающая
диски публика отнюдь не
консервативна и способна к
восприятию нового. Конечно,
НИРВАНА не изменила людей, однако
она способствовала
изменениям, и это самое большее, на
что может претендо-
вать любая рок-группа. Они облекли в
музыкальную форму
недовольство, кипевшее внутри, и
тем самым позволили ему
вырваться наружу. Печально, что в
конце группа практиче-
ски утратила контакт с аудиторией,
сделавшись пленницей
собственного успеха.
По-видимому, единственной
возможностью бунта после
того, как он завоевал американский
рынок, оставалось для
Курта бросить все. Преждевременная
смерть как бы запе-
чатлевает людей во времени. Курта
Кобейна всегда будут
помнить как блестящего музыканта и
автора песен, который
соединил андеграунд с мейнстримом
рока и оставил после
себя ставшие классикой песни. Все
остальное - наркотики,
пьянки, вандализм и война с прессой
- не более чем сопут-
ствующие обстоятельства.
Курт стал первым рок-музыкантом
звездного уровня,
который лишил себя жизни по
собственной воле. В новостях
сиэтлского радио, сообщивших о
произошедшей трагедии,
он был назван «одной из последних
жертв рок-н-ролла». Но
рок-н-ролл сам по себе никого не
убивает. Самоубийство
всегда является личным выбором
человека независимо от
степени его одаренности,
известности и богатства.
Каждое поколение имеет право на
своих героев, и Курт
Кобейн является одним из них. Быть
живой легендой не так-
то просто, и им самим редко удается
к этому приспособить-
ся. Если бы Курт Кобейн родился на
десять лет позже в од-
ном из тысяч Абердинов,
разбросанных по всему миру, и
был зачарован музыкой НИРВАНЫ,
самой страшной траге-
дией для него стало бы то, что он уже
никогда не услышит
ее нового диска.